Внешнее устройство православного храма

Внешнее устройство православного храма

Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.  1%d0%b3%d0%bb
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).  2%d0%b3%d0%bb

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

 

 3%d0%b3%d0%bb

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

 4%d0%b3%d0%bb
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.  5%d0%b3%d0%bb
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.  7%d0%b3%d0%bb
Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.  9%d0%b3%d0%bb
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.  13%d0%b3%d0%bb
Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.  25%d0%b3%d0%bb
Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.  33%d0%b3%d0%bb


Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма  символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла.

%d1%88%d0%bb

Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.

%d0%bb%d1%83


Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

%d1%81%d1%85

Абси́да – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.  %d0%b0%d0%b1
Бараба́н – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.  %d0%b1%d0%b0
Бараба́н световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами.  %d0%b1%d0%b0%d1%81%d0%b2
Глава́ – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.  %d0%b3%d0%bb
Закома́ра – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.  %d0%b7%d0%b0
Куб – основной объем храма.  %d0%ba%d1%83
Лу́ковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.  %d0%bb%d1%83%d0%ba
Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов. %d0%bd%d0%b5
Па́перть – открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.  %d0%bf%d0%b0

Пиля́стра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и

капитель.

 %d0%bf%d0%b8
Порта́л – архитектурно оформленный вход в здание.  %d0%bf%d0%be
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.  %d1%82%d1%80
Шатер – высокое четырех-, шести– или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни.  %d1%88%d0%b0
Фронто́н – завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. %d1%84%d1%80
Яблоко – шар на завершении купола под крестом. %d1%8f%d0%b1
Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.  %d1%8f%d1%80