Внешнее устройство православного храма
Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.
Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. | |
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую). | |
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
|
|
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света. |
|
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. | |
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. | |
Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских. | |
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. | |
Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. | |
Тридцать три главы — число земных лет Спасителя. |
Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла.
Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.
Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.
Абси́да – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь. | |
Бараба́н – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. | |
Бараба́н световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами. | |
Глава́ – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание. | |
Закома́ра – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода. | |
Куб – основной объем храма. | |
Лу́ковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу. | |
Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов. | |
Па́перть – открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли. | |
Пиля́стра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель. |
|
Порта́л – архитектурно оформленный вход в здание. | |
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу. | |
Шатер – высокое четырех-, шести– или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни. | |
Фронто́н – завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. | |
Яблоко – шар на завершении купола под крестом. | |
Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания. |