Внутреннее устройство православного храма

Внутреннее устройство православного храма

Устройство православного храма предполагает его деление на три части: алтарь, средний храм и притвор.

1

      Схема православного храма

Более подробное описание внутреннего устройства храмов:

2



АЛТАРЬ

 Алтарь  – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.

3

Схема алтаря

 Алтарь  выше прочих частей храма. Само слово «алтарь» означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол (стол, на котором во время Литургии совершается Таинство Евхаристии. Престол символизирует собой Гроб Господень), который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху. Престол облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю — из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.

 

Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется  “Горним местом” . На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

4 5
Главнейшие предметы в алтаре:  Святой престол ,  жертвенник  и  горнее место .

У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол —  жертвенник . Высота жертвенника всегда равна высоте престола. На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии. На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа);

Дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа);

Звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица — символ звезды Вифлеемской);

Копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте);

Лжица — ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами, а самый большой — воздухом. В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На  жертвеннике  обязательно находится лампада, Крест с Распятием.

6

Жертвенник в алтаре храма

7


 Иконостас  — перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон.
Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами, а боковые — северными и южными. Иконостас обращен своей лицевой стороной, иконами на запад, к молящимся, к средней части храма, носящей название церковь. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.

Святые образы иконостаса закрывают алтарь от верующих, и это означает, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою и людьми сонм своих избранных и прославленных посредников.

Иконостас устраивается следующим образом. В центральной его части помещаются Царские врата — двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола.

При богослужении в иконостасе открываются Царские (Главные, центральные) врата, давая возможность верующим созерцать святыню алтаря — престол и все происходящее в алтаре.
На пасхальной неделе все алтарные двери бывают постоянно открыты в течение семи дней.
Кроме того, Царские врата, как правило, делаются не сплошными, а решетчатыми или резными, так что при отдернутой завесе этих врат верующие могут отчасти прозревать внутрь алтаря даже в такой священный момент, как пресуществление Святых Даров.

21

10


 Ризница  — хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.

Духовно ризница прежде всего символизирует ту таинственную небесную сокровищницу, из которой проистекают различные благодатные дары Божии, потребные для спасения и духовного украшения христиан.

11



СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ХРАМА

 Средняя часть храма , называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение.

В этой части храма находятся:  солея ,  амвон ,  клиросы  и  иконостас .
Именно средняя часть носит название собственно храма. Эта часть храма, издревле именуемая трапезной, поскольку здесь происходит вкушение Евхаристии, символизирует также область земного бытия, тварный, чувственный мир, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный.
Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма — начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба, «Неба Небесе», где пребывает только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле, причем обе эти части входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.
Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней.


 Солея  — возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

12


 Амвон  — полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства Причащения требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря.

13

14


 Клиросы  — конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов.
К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.
Клиросы символизируют пение ангелов, восхваляющих Славу Божью.
22



ПРИТВОР

 Притвор  —  есть преддверие к храму. Небольшое пространство между дверью и самим храмом.

В притворе, как правило, находится церковный ящик — место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

23

19


 Паперти  — вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти.
Папертью называется площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней.
Паперть является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.  Паперть — это первое возвышение храма .

20

 Солея , где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики —  это второе возвышение .
 Престол , на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в богообщение —  это третье возвышение .

Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням духовного пути человека к Богу:

  • первое — это начало духовной жизни, самый вход в нее;
  • второе — подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина;
  • третье — это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.